I. Вновь построенный флот - 24 единица

 

     В рамках реализации федеральных целевых программ, подпрограмм “Морской транспорт” ФЦП “Модернизация транспортной системы (2002-2010 годы)” и ФЦП “Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)” Росморречфлотом определено строительство 41 единицы современных аварийно-спасательных судов.

По итогам периода 2010-2013 годы от промышленности в состав аварийно-спасательного флота Госморспасслужбы России в эксплуатацию принято 24 единицы аварийно-спасательных судов, в том числе:

- многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 7 МВт (в базовой комплектации  проекта MPSV07) – асимметричный ледокол «Балтика» — 1 ед.;

- многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 4 МВт, проекта MPSV07 – 3 ед.;

- морское водолазное судно, проекта SDS08 – 4 ед.;

- рейдовый водолазный катер, проекта А-160 – 10 ед.;

- спасательный катер-бонопостановщик, проекта А40-2Б – 6 ед.

 

 Первая группа  «Буксиры-спасатели»

1. Многофункциональное аварийно-спасательное судно  «БАЛТИКА» мощностью 7 МВт

НАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ

ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДНА.

Многофункциональное аварийно-спасательное судно с общей электрической мощностью на валах 7,5 МВт представляет собой сочетание ледокола и судна для борьбы с аварийными разливами нефти.

Выполнение ледокольных операций в портовых и припортовых акваториях, а также в замерзающих неарктических морях. Обеспечение ледокольной проводки судов в ровном льду с толщиной до 60 см, с созданием свободного судоходного канала шириной не менее 50 м в режиме движения под углом к диаметральной плоскости.

Буксировка аварийных судов и объектов к месту убежищ, а также выполнение морских буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде.

Ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН), тушение горящего на воде топлива, в том числе с температурой вспышки выше 60°C.

Тушение внешних пожаров в соответствии с символом пожарного судна и экологического мониторинга ECO.

Патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых месторождений.

Оказание технической поддержки и помощи в районах опасных для мореплавания и добычи морепродуктов, обслуживание транспортных операций в портах.

Поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам.

Поиск, спасение, эвакуация и размещение людей, и оказание им первой медицинской помощи.

Снятие с мели и рифов аварийных судов, откачка воды из затопленных отсеков этих судов.

Оказание помощи судам и выполнение аварийно-спасательных операций в ледовых условиях и на открытой воде.

Снабжение судов, морских объектов, буровых и нефтедобывающих платформ на морском шельфе.

Обеспечение взлетно-посадочных операций вертолётов.

balt2207_1

Главные размерения.

Габаритная длина (без кранцев) ок. 76,4 м

Длина по КВЛ ок. 72,1 м

Габаритная ширина ок. 20,5 м

Ширина по КВЛ ок. 19,2 м

Осадка, минимальная эксплуатационная ок. 6,0 м

Осадка, по расчётной ватерлинии ок. 6,3 м

Осадка, максимальная ок. 7,0 м

Высота борта, до главной палубы ок. 9,0 м

Дедвейт при максимальной осадке 7,0 м должен составлять около 1900 тонн с открытыми бортовыми люками в эксплуатационном режиме сбора нефти.

ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ.

Количество топлива и смазочного масла по конструктивной ватерлинии обеспечивает дальность плавания 4500 морских миль при эксплуатации силовой установки в экономичном режиме. (Дальность 4500 морских мил соответствует ок. 16 суток автономности при экономической скорости хода 12 узлов при расчетной осадке.)

Пресная вода, запасы и другие системы жизнеобеспечения должны быть пригодны для 20 суток непрерывной эксплуатации, для 24 человек на борту и для 13 суток непрерывной эксплуатации для 36 человек на борту.

ГРУЗОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ.

Судно будет оборудовано открытой грузовой палубой с минимальной свободной площадью 380 м2 и спроектированной для палубной нагрузки 5 т/м2. Имеются помещения в кормовой части судна для хранения чистого оборудования для сбора нефти. При необходимости остальное оборудование может быть перевезено на открытой палубе в кормовой части судна. На открытой грузовой палубе резервировано место для оборудования подводного аппарата с дистанционным управлением с необходимым оборудованием.

На открытой грузовой палубе предусмотрены места для установки контейнеров:

20-футового эквивалента 9 шт

40-футового эквивалента 1 шт

ВМЕСТИМОСТИ ЦИСТЕРН.

Топливо ок. 1350 м3

Пресная и питьевая вода ок. 300 м3

Собранная нефть ок. 750 м3

Водяной балласт ок. 1200 м3

Успокоительная цистерна ок. 250 м3

Смазочное масло ок. 15 м3

Льяльная вода ок. 15 м3

Фекальная (черная) вода ок. 20 м3

Очищенные сточные воды ок. 120 м3

Котловая вода ок. 5 м3

Шлам ок. 7 м3

Пена ок. 30 м3

Предварительное значение тоннажа: валовая вместимость ок. 3800

ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Скорость на испытаниях при полной мощности гребных электрических двигателей 7,5 МВт на глубокой спокойной воде (глубина воды не менее 50 м,  сила ветра не более 4 м/с и высота волны H3% менее 0,75 м) составит не менее 14 узлов. Эта скорость является средней скоростью пробегов в противоположных направлениях. Экономическая скорость судна составляет около 12 узлов.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ.

Судно способно двигаться на малой скорости боком (бортом), и в любом направлении, наиболее важные из которых — в косом режиме кормой, для прокладки широких каналов для крупных судов в ледовых условиях, и в косом режиме носом, для сбора нефти на чистой воде.

ДВИЖЕНИЕ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ.

В ледовых условиях судно может продвигаться со скоростью около 6 узлов в ровном льду толщиной 60 см как на переднем, так и на заднем ходу, и со скоростью около 3 узлов в ровном льду толщиной 1,0 м, соответственно, на переднем и заднем ходу, при осадке по конструктивную ватерлинию. Постоянная скорость косого режима в ровном льду толщиной 60 см составляет не менее 2 узлов при создании канала шириной 50 м.

Эффективность рулевого управления — отличная, благодаря расположению движителей и форме корпуса, в любой ситуации и в любом направлении. Кроме того, способность проходить ледовые торосы и работать в любом направлении, а также разворачиваться внутри полей торосов, будет отличной.

Тяговое усилие на гак при полной мощности гребных электрических двигателей 7,5 МВт, составляет около 75 тонн в режиме движения под углом к диаметральной плоскости и около 70 тонн в режимах движения носом и кормой вперед.

Классификация.

Судно проектируется и строится под первоначальное освидетельствование Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) и получает следующие символы, дополнительные знаки и словесные характеристики:

KM 0 Icebreaker6, [1], AUT1-ICS, OMBO, FF3WS, EPP, DYNPOS-1, ECO-S, Oil recovery ship (>60°C), Salvage ship, Tug, HELIDECK

2. Многофункциональные аварийно-спасательные суда мощностью 4 МВт,

 проекта MPSV07

 

     Многофункциональные аварийно-спасательные суда мощностью 4 МВт, проекта MPSV07, класс РС: КМµArc5AUT1-ICS OMBO FF3WS DYNPOS-2 EPP Salvage ship.

Судно неограниченного района плавания с усиленным ледовым классом с наклонным форштевнем и крейсерской кормовой оконечностью, с удлиненной двухъярусной надстройкой бака, носовым расположением жилой надстройки и машинным отделением в средней части, с дизель-электрической энергетической установкой, с двумя полноповоротными винторулевыми колонками и носовыми подруливающими устройствами, с категорией ледового усиления “Arc 5”.

0804_4 0804_5
Назначение:
- Патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов;
- Оказание технической поддержки и помощи в районах опасных для мореплавания и добычи морепродуктов, обслуживание транспортных операций в портах;
- Поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам;
- Поиск, спасание, эвакуация и размещение людей, оказание им медицинской помощи;
- Снятие с мели и рифов аварийных судов, откачка воды из затопленных отсеков;
- Буксировка аварийных судов и объектов к месту убежищ, а также выполнение морских буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде;
- Оказание помощи судам и выполнение спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде;
- Выполнение ледокольных операций в портовых и припортовых акваториях, а также замерзающих неарктических морях при толщине льда до 1,5 м;
- Оказание помощи в тушении пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря;
- Тыловое и техническое обеспечение, в том числе выполнение подводно-технических работ водолазов на глубинах до 60 метров;
- Тушение горящего на воде топлива, ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН), в том числе с температурой вспышки ниже 60˚ С;
- Освидетельствование и очистка подводной части корпуса судов, плавучих и береговых объектов;
- Освидетельствование морского дна и поврежденных объектов на глубинах до 1000 метров.                        

                         Основные характеристики судна:
Длина габаритная (с учетом буксирных кранцев), м 73,00
Ширина наибольшая (с учетом буксирных кранцев), м 16,60
Ширина,м 15,50
Высота борта,м 6,70
Осадка по КВЛ (проектная),м 4,50
Осадка максимальная, м 5,10
Дедвейт при осадке по КВЛ (g=1,025 т/м3),т 631
Дедвейт при максимальной осадке (g=1,025 т/м3),т 1171
Максимальная мощность ГЭД, кВт 2 х 2000
Максимальная мощность ГДГ (WARTSILA 8L20) 4 х 1370
Скорость хода, уз. 15,0
Экипаж, чел. 20
Спецперсонал, чел. 12
Пассажировместимость, чел 69
Автономность судна по запасам воды и провизии, сут. 20
Тяговое усилие на швартовах, т 75
Объём грузовых трюмов, м³ 98
Бортовая нефтесборная система фирмы LAMOR, комплект 1
Объём танков для собранной нефти, м³ 766
Судовой водолазный комплекс с рабочей глубиной погружения 60 м, к-т 1
Гидролокатор бокового обзора тип 4200 SP TRANSAS (Edge Tech), к-т 1

Автономная специальная система внешнего водяного пожаротушения в соответствии с классом судна (FF 3WS) общей производительностью 3х1000 м³/час или пены производительностью 3х300 м³/час.

     Планируется построить до 2015 года серию из 4-х единиц. В октябре 2012 года головное судно «Спасатель Карев» принято в эксплуатацию с размещением в состав ФГУП «Балтийское БАСУ» (Балтийский филиал ФБУ «Госморспасслужба России») порт приписки Санкт-Петербург.

21 июля 2013 года принято в эксплуатацию  второе судно «Спасатель Кавдейкин» (Северный филиал ФБУ «Госморспасслужба России») порт приписки Мурманск. 

17 декабря 2013 года принято в эксплуатацию  третье судно «Спасатель Заборщиков»  (Приморский филиал ФБУ «Госморспасслужба России») порт приписки Владивосток.

В 2013 году на судоверфи ОАО «Невский судоремонтный судостроительный завод» (п. Шлиссельбург) заложено в постройку четвёртое судно серии со сдачей в эксплуатацию -июнь 2015 года. Данное судно спланировано к передаче  в Азово-Черноморский филиал (п. Новороссийск).

Многофункциональное аварийно-спасательное судно ледового плавания «Спасатель Демидов» — четвертое в серии проекта MPSV07 — спущено на воду со стапелей ОАО «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Судно строится на класс Российского морского регистра судоходства (РС). Символ класса РС:КМ✪ Arc5 [1] AUT1-ICS OMBO FF3WS DYNPOS-2 EPP Salvage ship. Торжественная церемония спуска на воду состоялась 12 августа 2014 года.

На мероприятии присутствовали руководство завода, представители заказчика, проектанты, поставщики оборудования и материалов.

Новое судно будет названо в честь капитана дальнего плавания, спасателя, первого начальника Экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ Сахалинского Государственного морского пароходства (ЭО АСПРТ СахГМП), Почетного работника морского флота Александра Тарасовича Демидова.

В рамках решения основных задач по оказанию технической поддержки и помощи терпящим бедствие судам, а также выполнению буксировки судов и морских сооружений (во льдах и на чистой воде), суда данного проекта способны проводить снятие с мели и рифов аварийных судов, откачку воды из затопленных отсеков, буксировку аварийных судов к месту убежищ, поиск, спасение и эвакуацию людей. Очевидным преимуществом является обеспечение подводно-технических работ водолазов на глубине до 300 м, обследование морского дна и поврежденных объектов на глубинах до 1000 м.

 

 

Третья группа «Водолазные суда»

1. Морские водолазные суда проекта SDSО8

     В 2012 году завершено строительство на судоверфях судостроительного предприятия ОАО “Ярославский судостроительный завод” серии морских водолазных судов проекта SDS08, в количестве 4-х единиц,  зав. № 201-204.

Класс РС: KMµ Ice 2 [1] R2 AUT3-C OMBO SDS ≥ 60.
Судно ограниченного района плавания R2, с ледовым классом Ice2, с наклонным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью, с удлиненной надстройкой бака, с носовым расположением жилой надстройки и машинным отделением в корме, с дизельной энергетической установкой, двухвальное с винтами регулируемого шага, с носовым подруливающим устройством.

Суда переданы в эксплуатацию в состав АСФ Госморспасслубы России с размещением в портах приписки:

- МВС «Стольный град Ярославль», зав. № 201 – Каспийский филиал, п. Астрахань;

- МВС «Ростов Великий», зав. № 202 – Сахалинский филиал, п. Корсаков;

- МВС «Углич», зав. № 203 – Азово-Черноморский филиал, п. Новороссийск;

- МВС «Рыбинск», зав. № 204 – ФГУП «Балтийское БАСУ», п. Санкт-Петербург.

 0804_6 0804_7

Назначение:
- Обеспечение водолазных и подводно-технических работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до 3-х баллов.

- Участие в проведении спасательных, судоподъемных и гидротехнических работ в объеме установленных на судне средств.

- Обследование дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений.

- Обеспечение эксплуатации малогабаритных телеуправляемых подводных аппаратов при волнении моря до 4-х баллов.

- Обследование дна акваторий, подводных частей корпусов и винторулевых устройств кораблей (судов), подводной части гидротехнических сооружений и выполнение подводных работ с помощью водолазов.

- Подъем с глубин до 60 метров обнаруженных предметов массой до 2,0 тонн.
- Грунторазмыв и удаление грунта.
- Откачка воды с аварийного судна.
- Выполнение подводной сварки на глубинах до 25 метров и резки на глубинах до 60 метров.
- Продувка понтонов.
- Работа с гидравлическим инструментом.
- Освидетельствование и очистка подводной части корпуса судов, плавучих и береговых объектов.                                 

Основные характеристики судна:

 
Длина габаритная (с учетом кранца и привального бруса),м 38,64
Длина наибольшая, м 38,35
Ширина наибольшая (с учетом привального бруса),м 7,92
Ширина,м 7,73
Высота борта до верхней палубы,м 3,19
Высота борта до палубы бака,м 5,69
Осадка по ЛГВЛ,м 2,35
Водоизмещение, т 455
Максимальная мощность ГЭД (Scania DI1643M), кВт 2 х 442
Скорость хода при осадке по ЛГВЛ, уз. 11
Скорость экономхода (дальность плавания – 500 миль), уз. 8
Экипаж, чел. (в том числе спецперсонал – 7 чел.) 12
Общее число мест 15
Автономность плавания по запасам воды и провизии, сут. 5
Тяговое усилие на швартовах, т 21
Объём танков для нефтесодержащих вод, м³ 1,41
Водолазное оборудование для обеспечения работ на глубинах
≥60 м с использованием водолазного полуколокола с СПУ, к-т 1
Телеуправляемый подводный аппарат с рабочей глубиной
погружения 350 м тип МСС-350, к-т 1

 

2.Рейдовые водолазные катера проекта А-160

     В 2012 году завершено строительство на судоверфях судостроительного предприятия ОАО “Завод Нижегородский теплоход” серии рейдовых водолазных катеров проекта А-160, в количестве 10-ти единиц,  зав. № 801-810.

Класс РС: KM µ Ice 2 R3-RSN AUT3 SDS Однопалубный катер со средним расположением одноярусной рубки, несколько смещенным в корму машинным отделением, двухвальной дизельной энергетической установкой. Район плавания – смешанное (река-море) плавание с удалением от места убежища на 50 миль. Класс Регистра судоходства – КМ Ice 2 R3-RSN AUT2 SDS≤60 diving ship.

Катера переданы в эксплуатацию в состав АСФ Госморспасслубы России с размещением в портах приписки:

- РВК «Водолаз Литвин», зав. № 801 – ФГУП «Балтийское БАСУ», п. Санкт-Петербург;

- РВК «Водолаз Печкуров», зав. № 802 – Северный филиал, п. Мурманск;

- РВК «Водолаз Чебаненко», зав. № 803 – Азово-Черноморский филиал, п. Новороссийск;

- РВК «Водолаз Денисов», зав. № 804 – Каспийский филиал, п. Астрахань;

- РВК «Водолаз Зубченко», зав. № 805 – Сахалинский филиал, п. Корсаков;

- РВК «Водолаз Сташков», зав. № 806 – Приморский филиал, п. Владивосток;

- РВК «Водолаз Зюляев», зав. № 807 – Сахалинский филиал, п. Корсаков;

- РВК «Водолаз Малеев», зав. № 808 – Азово-Черноморский филиал, п. Новороссийск;

- РВК «Водолаз Сазонов», зав. № 809 – Архангельский филиал, п. Архангельск;

- РВК «Водолаз Грицай», зав. № 810 – Калининградский филиал, п. Калининград;

0804_8

Назначение:
- Водолазное обеспечение подводно-технических работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до 3-х баллов.
- Участие в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях.
- Обследование дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов (кораблей) и гидротехнических сооружений.

Основные характеристики катера:

 
Длина наибольшая,м 28,43
Ширина наибольшая (с учетом буксирных кранцев),м 5,68
Высота борта на миделе,м 3,0
Осадка по ЛГМ,м 1,5
Водоизмещение полное, т 94,6
Максимальная мощность ГЭД (Scania DI1643M), кВт 2 х 442
Скорость хода, уз. 14,1
Экипаж, чел. 3
Водолазы, чел. 5
Автономность судна по запасам воды и провизии, сут. 20
Объём танков для нефтесодержащих вод, м³ 1,41
Водолазное оборудование для обеспечения работ на глубинах до 60 м, к-т 1

 

Четвертая группа «Спасательные суда, катера»

 Спасательные катера-бонопоставщики  проекта А40-2Б

В 2011 году завершено строительство на судоверфях судостроительного предприятия ООО “Верфь братьев Нобель ” серии спасательных катеров-бонопостановщиков проекта А40-2Б, в количестве 6-ти единиц, зав. № 01001-01006.

Класс РС: КМ µ   Ice 2 R3-RSN AUT3 oil recovery ship (>60°).
Однопалубный катер с рубкой в нос, средним расположением машинного отделения, двухвальный. Район плавания – смешанное (река-море) плавание от места убежища до 50 миль.

Катера переданы в эксплуатацию в состав АСФ Госморспасслубы России с размещением в портах приписки:

- СКБ «Геннадий Кожухов», зав. № 01001 – Калининградский филиал, п. Калининград;

- СКБ «Анатолий Ткачёв», зав. № 01002 – Азово-Черноморский филиал, п. Новороссийск;

- СКБ «Анатолий Веретёхин», зав. № 01003 – Каспийский филиал, п. Астрахань;

- СКБ «Виктор Петров», зав. № 01004 – Северный филиал, п. Мурманск;

- СКБ «Евгений Морозов», зав. № 01005 – ФГУП «Балтийское БАСУ», п. Санкт-Петербург;

- СКБ «Валерий Барский», зав. № 01006 – Азово-Черноморский филиал, п. Новороссийск.

0804_11 0804_10

Назначение:

- Транспортировка и постановка боновых заграждений в прибрежных морских поисково-спасательных районах, на акваториях бухт, заливов и морских портов.
- Локализация распространения пролитых нефтепродуктов.
- Ликвидация разливов нефти, сбор пролитых нефтепродуктов в жесткие плавучие емкости и дальнейшая их буксировка к месту приема береговыми или плавучими станциями.
- Построение нефтесборных ордеров.
- Оказание помощи людям и судам, терпящим бедствие в море. 

Основные характеристики катера:

 
Длина наибольшая, м 19,9
Ширина наибольшая (с учетом буксирных кранцев),м 4,7
Высота борта на миделе,м 2,96
Осадка,м 1,05
Водоизмещение полное, т 45,6
Максимальная мощность ГЭД (Scania DI1643M), кВт 2 х 442
Скорость хода, уз. 20
Экипаж, чел. 2
Спецперсонал, чел. 4
Дальность плавания, миль 250
Устройство для постановки и буксировки боновых ограждений, к-т 1